Обоюдка, 1.3 ПДД и 13.4 ПДД

В августе 2012 года я оказывал юридическую помощь потерпевшему в результате ДТП. Авария произошла на перекрестке улиц  Пионерская – Молодежная.  Мой доверитель, выехав в крайнюю левую полосу на разрешающий сигнал светофора для поворота налево, пропускал встречные автомобили . В этот момент встречный автомобиль полиции, проезжая перекресток в прямом направлении из крайне левой полосы, в нарушении знака  5.15.1 (Движение по полосам) совершил столкновение с автомобилем моего доверителя.

Приехавшие на место сотрудники ГИБДД зафиксировали обоюдное нарушение правил дорожного движения, п.1.3. ПДД ст.12.16 ч.1 КоАП РФ и п.13.4 ПДД ст.12.13 ч.2 КоАП РФ соответственно.

Оба участника ДТП обжаловали вынесенные по делу  постановления. Постановлением череповецкого городского суда от 20 сентября 2012 года жалоба водителя, нарушившего требования знака 5.15.1. была оставлена без удовлетворения.

Мы в свою очередь, обжалуя постановление об административном правонарушении, предусмотренном  ст.12.13 ч.2 КоАП РФ, ссылались на отсутствие нарушения п.13.4 ПДД.

В соответствии с п.13.4 Правил дорожного движения, при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо.

Согласно п.1.2 Правил дорожного движения, термин «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

В соответствии с п.1.2 Правил дорожного движения «Преимущество (приоритет)» это право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Таким образом, из системного толкования выше приведенных правовых норм следует, что п.13.4 Правил дорожного движения предусматривает,  что  при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора,  водитель безрельсового транспортного средства не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр,  если это может вынудить других участников движения, имеющих право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения  и движущихся со  встречного направления прямо и направо, изменять направление движения или скорость.

В данном случае знак 5.15.1 (Движение по полосам) запрещал движение с крайней левой полосы в прямом направлении.

Кроме того, на схеме ДТП, у автомобиля, поворачивающего налево, отсутствует тормозной след, что свидетельствует о том, что в момент аварии данный автомобиль находился в неподвижном состоянии и не создавал помех встречным автомобилям, движущимся с крайней правой полосы прямо и направо.

Решением Череповецкого городского суда от 30.10.2012 года постановление об административном правонарушении, предусмотренном  ст.12.13 ч.2 в отношении моего доверителя было отменено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. На основании принятого судом решения страховая компания виновника возместила причиненный в результате ДТП ущерб в полном объеме.